Мы знаем три способа познания Бога, окружающего мира, как Божьего Творения и человека, сотворенного по образу и подобию Божьему («и сотворил Бог человека по образу Своему» [Быт. 1:27]), потерявшего в результате грехопадения этот образ («вместо божественного и нетленного знания он воспринял плотское знание, ибо ослепнув очами души… он прозрел телесными очами»[1] ) и получившего возможность, благодаря «обожению» человека,[2] вновь его при- обрести, ибо «прекрасен мир — творение великого Бога, но нет ничего прекраснее человека, подлинного человека — сына Божия»[3]. Это религия, наука и искусство.
Религия — способ познания мира верой; «вера — это тот психологический фундамент, на котором держится всё, без оговорок, человеческое. Она абсолютно необходима человеку для того, чтобы его сознание и чувства не перегружались и не… «ломались», не выходили из строя и именно эта способность чаще всего и предохраняет наши сознание и душу от разрушения»[4]. Наука использует научные методы познания, базирующиеся на — объективности и логике. Основные инструменты науки, это — сознание (разум) и опыт. Наука, как способ познания — конкретна, рациональна и объективна[5].
Искусство обладает множеством методов, основной из которых— творчество «(творит и Художник, и тот, в ком произведения его находят свой отклик), но главное отличие искусства от других способов познания — это не методы, но — инструменты познания, а именно — движения человеческой души».[6]
Ряд богословов не признает другого пути к Богу, познания Бога, кроме как религии. Так, епископ Варнава (Беляев) пишет, что «Творчество, по существу, есть дар Божий, а на практике — это почти всегда дар демонический»[7]. Но мы будем придерживаться той точки зрения, что искусство — Дар Божий, а «его инструменты — движения человеческой души».
Последнее заметил еще Аристотель. Он говорил, что искусство, «не только воспроизводит как должно быть, оно еще одухотворяет материю, поднимая ее до красоты, т. е. до небесного»[8].
Протоиерей Клеб Каледа, профессор, известный ученый, геолог, в своей замечательной рождественской проповеди «Волхвы» подробно рассматривает научный способ познания Бога, сравнивая его с путем волхвов.[9] «В Евангельской истории волхвов можно выделить три этапа: первый <…> от момента появления звезды до прихода в Иерусалим; второй — от при- хода в Иерусалим до прихода в Вифлеем; и, наконец, третий — от поклонения Христу до отшествия в страну свою <…>. Первый — от появления звезды до прихода в Иерусалим — это рассмотрение, постижение и познание воли Божией через природу. Оно потребовало от волхвов огромного труда <…> История волхвов от появления звезды до прихода в Иерусалим показывает, кроме того, невозможность через одну только науку в совершенстве познать волю Божию. Более совершенное познание ее волхвы получили в Иерусалиме из Священного Писания <…> Таким образом волхвы вошли в третий этап своего развития, поднялись к непосредственному богообщению»[10]. Таким образом, наука, при условии, что ученый трудится во Славу Создателя, в состоянии придти к Богообщению, постигнуть Божий замысел, но это трудный и длинный путь.
«Пути волхвов», пути к Богу через науку противопоставляется «путь пастухов», путь непосредственный, путь тех, кому Господь по неизреченной милости своей открывает истину, «путь чистых сердцем». «Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. Насколько проще история пастухов истории волхвов! Они без изучения природы, без чтения Библии, непосредственно в простоте душевной получили богооткровение, что родился Христос, и быстро, в ту же ночь, увидели Его»[11]. Думается, о втором пути можно сказать, что это путь искусства.
Всякое подлинное произведение искусства по своей природе неминуемо связано с Духом Святым. Об этом, в частности, писал Гегель, рассуждая об абсолютном Духе. «В искусстве, утверждает Гегель, абсолютный дух заранее торжествует победу <…> Во вдохновении художника мысль и её объект, человеческая душа и бесконечное образуют одно нераздельное целое. Художник <…> более себе не принадлежит; для него исчезают бедствия и страдания существования, небо спускается в его душу, душа его улетает на небо. Гений искусства есть Божие дыхание, afflatus divinus»[12]. «Искусство важно нам как стремление к этому горнему миру, и чем выше искусство, тем ближе оно к нему приближается»[13].
Приведем несколько примеров пути к Богу через искусство. Первый из области изобразительного искусства. «В истории изобразительно- го искусства образ Леонардо да Винчи остается одним из самых таинственных. Музыкант и художник, ученый и изобретатель, он уже при жизни получил от своих современников эпитет «божественный». Откуда возник этот эпитет вполне понятно, если вспомнить картины Леонардо да Винчи. Все они за редким исключением были инспирированы Священным Писанием. В его библиотеке хранилось Евангелие и Псалтырь»[14]. Творчеству Леонардо да Винчи посвящена обширная литература. М. А. Аникин считает, что, учитывая высказывания самого Леонардо, можно сказать, что суть его богословия заключатся в познании Бога-Перводвигателя через его творение — прекрасную и загадочную природу[15]. Здесь уместно вспомнить святого Дионисия Ариопагита, который писал: «Мы познаем Бога не из Его природы, которая непознаваема и превышает всякую мысль и разум, но из установленного Им порядка всех вещей, который содержит некие образы и подобия Божественных первообразов (παραδείγματα) — восходя к Тому, что находится превыше всего, особым путем и порядком, чрез отвлечение от всего и возвышение над всем»[16]. Это не есть умозаключение от следствия к причине, не есть суждение о Боге по миру, но — созерцание в образах первообраза, изображенного в изображениях, созерцание Бога в мире[17].
Познать Творца, утверждал Леонардо, можно через Природу и в результате опытного творчества ( «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться; Полюбить можно лишь то, что знаешь» [Леонардо]). Вот то, на чем должна, по его мнению, держаться мировая культура до конца времен[18].
«Надмирность картин Леонардо, уровень охвата мысленным взором духовного космоса может появиться только после напряженных упражений в молитве, только на основе бесконечного постижения глубин священного Предания и Писани»[19]. По мысли исследователя, Леонардо был выдающимся богословом и духовным практиком своего времени. Горний свет наполняющий его картины сродни свету, исходящему из картин Рублева, Дионисия, Феофана Грека. Его знаменитая «Джоконда», это — икона, аллегория христианской церкви. Недаром художник не хотел расставаться с этой картиной[20]. Она постоянно находилась в его комнате. Джулиано Медичи сначала купил картину, а потом вернул ее.
М. А. Аникин считает, что в картине совмещен образ Христа и образ Мадонны. Правая часть картины — образ Христа (надбровные дуги вы- писаны, как в этюдах кричащего всадника для «Битвы при Ангиари»; волосы ниспадающие как у Христа в Тайной вечере; за спиной гора и река: гора — символ вышнего, река жизни — символ Христа; на рентгене проступает образ Христа).
Левая часть — Мадонна. В то время в Италии была широко распространена традиция аллегорий, где совмещалось мужское и женское имела. Мария — церковь земная, Спаситель — небесная. Этим объясняется и соединение вдовьего черного наряда и пурпура: церковь одновременно скорбящая и торжествующая. Леонардо считал, что душа должна быть выражена через жесты и движения конечностей: на правой кисти Джоконды первые три пальца прямые, а два последние слегка согнуты. Перед нами Бог-Троица, Христос и Бог и Человек одновременно. В пользу этой версии говорит и высказывание художника: Следует смешивать прямые противоположности, чтобы усилить одно другим. «Мастер, — считает искусство- вед, — зашифровывал свои записи, зашифровал и Джоконду. Тогда так называемое «сфумато» при ближайшем рассмотрении оказывается не чисто техническим средством позволяющим создавать таинственную дымку в его картинах, но художественным методом соединения в одном образе противоположных начал.. Джоконда по итал,, значит играющая. Налицо «игра» мужского и женского, земного и небесного, слабого и сильного»[21]. И, наконец, приведем высказывание самого Леонардо: Живописец<…> поражает разум людей, <…> заставляет их любить и влюбляться в картину, не изображающую вообще никакой живой женщины. Мне самому в свое время случилось написать картину, представляющую нечто божественное; ее купил влюбленный в нее и хотел лишить ее божественного вида, чтобы быть в состоянии целовать ее без опасения. В конце концов, совесть победила вздохи и сладострастие, но ему пришлось удалить ее из своего дома.[22]
Путь Леонардо, путь познания Бога через искусство.
Другим примером пути к Богу через искусство может послужить творчество А. А. Фета. В своей лекции «А. А. Фет. Искусство и жизнь», прочитанной в 1902 году в связи с десятилетием со дня смерти Фета, В. Я. Брюсов объяснял Фета «Мысль Фета, — пишет Брюсов, — <…> различала мир явлений и мир сущностей. О первом говорил он, что это «только сон, только сон мимолетный», что это «лед мгновенный», под которым «бездонный океан» смерти <…> человеческую жизнь, которая всецело погружена в «мимолетный сон» и не ищет иного, клеймил он названием «рынка», «базара» <…> Но <…> Он верил, что для нас есть выходы на волю, есть просветы… Такие просветы находил он в экстазе, в сверхчувственной интуиции, во вдохновении. Он сам говорит о мгновениях, когда “как-то странно прозревает”»[23]
Достаточно вспомнить стихотворение А. А. Фета «Измучен жизнью, коварством надежды»[24]. Фет постигал Создателя, который в данном стихотворении представлен в художественном образе солнца мира через вдохновенье. «Слово «вдохновение» означает, что Святой Дух воздействовал на <…> вестников или пророков независимо от того, изрекали они это слово в устной или письменной форме»[25]. Фет считал, что служение искусству — высшая форма человеческой деятельности именно потому, что в нем присутствует вдохновение, Святой Дух, который Творец по своей милости сниспослал художнику. Как писал преподобный Силуан Афонский, «человек не в силах своими силами постичь несозданное бытие Бога и нуждается в содействии Самого Создателя, Который раскрывается человеку в Своих сверхъестественных благодатных действиях. <…> Богопознание неразрывно связано с живым общением с Самим Богом и соединением с Ним. <…> Источник подлинного Богопознания — Божественная благодать Святого Духа, раскрывающаяся ищущим Бога людям»[26].
Современные поэты Санкт-Петербурга так же находятся на пути познания Бога через творчество. Примером может послужить Сергей Поликарпов (1947 — 2014). Его большой жизненный опыт сочетается с глубоким молитвенным настроением и искренней верой в Бога.
Люблю, мой Бог, люблю Твоё прикосновенье,
Твой знаменный распев, густой кадильный дым,
Люблю, когда Ты даришь мне стихотворенье,
Скрывая авторство под именем моим<…>[27].
Итак, путь искусства — путь познания Бога при помощи вдохновения, при посредстве Духа Святого, Который дается избранным. Художник при помощи откровения постигает истину, постигает Бога и своими знаниями делится с людьми, тем самым приближая их к Господу.
«Может, цель искусства — напоминать человечеству о существовании высших духовных ценностей, о Том, по Чьему образу и подобию был создан человек, о том, что всё, что мы делаем, чувствуем, даже мыслим, оставляет след в нашей (и не только) душе?».[28]
Примечание:
[1] Симеон Новый Богослов, преп. Слово нравственное //13, 63–67 [SC 129, 404].
[2] Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. Избранные поучения — URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Feofan_Zatvornik/vnutrennjaja-zhizn/16; Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы — URL: http://predanie.ru/mandzaridis-georgiy/book/128481- obozhenie-cheloveka-po-ucheniyu-svyatitelya-grigoriya-palamy/.
[3] Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан Афонский. Часть — URL: http://lib.pravmir.ru/ library/readbook/1387.
[4] Живой журнал // ru-philosophy//.livejournal. — URL: http://ru-philosophy.livejournal.com/ 194387.html.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Том III — URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-3/1_8.
[8] Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона — URL: http://www.vehi. net/brokgauz/.
[9] Каледа Г., прот. Волхвы. Рождественская проповедь // Полнота жизни во Христе. Проповеди. М., 1995 — URL: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/nauka/stat/volhvi.htm.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Гегель — Абсолютный дух: искусство, религия и философия// Гегель об абсолютном духе — URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2632-gegel-ob-absolyutnomdukhe.
[13] Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
[14] Аникин М. А. Леонардо да Винчи или Богословие в красках. СПб., 2000.
[15] Там же.
[16] Цит. По: Флоровский Георгий, прот. Пути Богопознания.//Византийские Отцы V-VIII веков — URL: https://azbyka.ru/bogopoznanie.
[17] Флоровский Георгий, прот. Пути Богопознания.//Византийские Отцы V-VIII веков — URL: https://azbyka.ru/bogopoznanie.
[18] Аникин М. А. Леонардо да Винчи или Богословие в красках.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] Там же.
[22] Там же.
[23] Брюсов В. Я. Далекие и близкие. М., 1912. С. 20—21.
[24] Там же.
[25] Беммелен Петер ван Божественное откровение и вдохновение — URL: http://soteria. ru/tb002/5/.
[26] Силуан Афонский, преп. О познании Бога //Богопознание. — URL: https://azbyka.ru/ bogopoznanie.
[27] Поликарпов С. Стихи.Ру. — общедоступный сайт. — URL: http://www.stihi.ru/2014/11/12/6635 (обращение 15.11.2015).
[28] Хомулло Е. Цель искусства — напоминать человечеству о высших духовных ценностях// Беседа с актером Дмитрием Певцовым 25 февраля 2016 г. — URL:http://www. pravoslavie.ru/90947.html
Источники и литература
1. Аникин М. А. Леонардо да Винчи или Богословие в красках. СПб., 2000.
2. Беммелен П. Божественное откровение и вдохновение — URL: http://soteria.ru/ tb002/5.
3. Брюсов В. Я. Далекие и близкие. М., 1912. С. 20—21.
4. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Том III — URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-3/1_8.
5. Гегель — Абсолютный дух: искусство, религия и философия// Гегель об абсолютном духе — URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/ 2632-gegel-ob-absolyutnom-dukhe.
6. Живой журнал// ru-philosophy//.livejournal.- URL: http://ru-philosophy. livejournal.com/194387.html.
7. Каледа Г., прот. Волхвы. Рождественская проповедь // Полнота жизни во Христе. Проповеди. М., 1995 — URL: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/ nauka/stat/volhvi.htm.
8. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы — URL: http://predanie.ru/mandzaridis-georgiy/book/128481-obozheniecheloveka-po-ucheniyu-svyatitelya-grigoriya-palamy/.
9. Поликарпов С. Стихи.Ру. — общедоступный сайт.- URL: http://www.stihi.ru/ 2014/11/12/6635 (обращение.
10. Силуан Афонский, преп. О познании Бога //Богопознание. — URL: https:// azbyka.ru/bogopoznanie.
11. Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан Афонский. Часть — URL: http:// lib.pravmir.ru/library/readbook/1387.
12. Симеон Новый Богослов, преп. Слово нравственное //13, 63–67 [SC 129, 404].
13. Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. Избранные поучения — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/vnutrennjaja-zhizn/16.
14. Флоровский Георгий, прот. Пути Богопознания.//Византийские Отцы V-VIII веков — URL: https://azbyka.ru/bogopoznanie.
15. Хомулло Е. Цель искусства — напоминать человечеству о высших духовных ценностях// Беседа с актером Дмитрием Певцовым 25 февраля 2016 г. — URL: http://www.pravoslavie.ru/90947.html. 16. Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона — URL: http:// www.vehi.net/brokgauz/.